Главная

О себе
Основные сведения
Самоанализ педагогической деятельности
Анализ работы за 2008-2009гг.
Анализ работы за 2009-2010гг.
Фото

Методическая копилка
Разработки уроков
Контрольные и лабораторные работы
Тестовые работы
Перфокарты
Таблицы и схемы
Программно-методическое обеспечение
Выступления

Внеклассная работа
Русский язык
Литература
Творческие работы учащихся
Работа НОУ "Истоки"

Публичная презентация

Подготовка к ЕГЭ

Яндекс.Метрика

Программа профильного обучения по русскому языку в 10 классе.

Объяснительная записка.

    Программа углубленного изучения русского языка предназначена для 10 класса гуманитарного направления. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.
    Программа представляет собой углубленный вариант действующей программы, в которой усилены функциональный подход к изучению синтаксиса, внутрипредметные связи, а также практическая направленность курса по овладению учащимися знаниями, умениями и навыками устной и письменной речи.
   В программе увеличено количество часов на развитие связной речи. Это будет способствовать более успешному решению задач по формированию навыков связной речи, повышению речевой культуры учащихся, выработке навыков правописания и выразительного чтения.
Программа направлена на повторение и систематизацию сведений по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации, стилистике. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что даёт возможность учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке.
    Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачётов и т. д.; применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста; использование методов и приёмов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.

 

10 класс. (119 часов)
Введение. (5 ч)
Основные разделы науки о языке. Краткие сведения из истории развития отечественной лингвистики (М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов, Л. В. Щерба, А. А. Реформатский и др.)
Основные единицы языка: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Их взаимосвязь.
Стилистика и культура речи. Речевой этикет.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (6 ч)
Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиции гласных и согласных звуков.
Особенности русской графики. Краткие сведения из истории русского письма. Принципы обозначения звуков на письме.
Орфоэпия. Соотношение фонетики, графики и орфоэпии. Нормы русского литературного произношения, их развитие. Основные словари и справочники по орфографии и орфоэпии.
Лексика. Фразеология. (26 ч)
Словарное богатство русского языка. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Лексические связи между предложениями в тексте.
Лексическое значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Метафора.
Метонимия. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Употребление синонимов в речи. Градация. Антонимы. Употребление антонимов в речи. Антитеза.
Стилистическая дифференциация лексики русского языка. Употребление стилистически окрашенной лексики.
Заимствованные слова и их употребление. Профессионализмы. Лингвистические и литературоведческие термины.
Диалектизмы. Употребление диалектизмов в художественных произведениях.
Устаревшие слова и их употребление. Неологизмы.
Фразеологизмы. Особенности их употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки.
Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Фразеологизмы-синонимы.
Толковые словари. Словарь В. И. Даля. Словари Синонимов, антонимов, омонимов. Словари сочетаемости.
Словари иностранных слов.
Фразеологические словари и словари крылатых слов.
Состав слова и словообразование. (12 ч)
Морфемы и их назначение. Многозначность и омонимичность морфем.
Словообразовательная система русского языка. Морфологические и неморфологические, продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Стилистическая окрашенность отдельных морфем.
Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов.
Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.
Морфология (12 ч)
Система частей речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Роль самостоятельных и служебных частей речи в языке. Грамматические значения слова. Форма слова, способы её образования и назначение в составе словосочетаний и предложений. Сочетаемость различных частей речи. Основные категории частей речи. Род и число, способы их выражения у частей речи. Значения падежей склоняемых частей речи.
Система форм глагола в русском языке. Категории вида, возвратности, переходности, значение и особенности употребления в предложениях различных структур. Категории наклонения, времени и лица глагола, их роль в создании предложения и текста.
Особенности местоимения как части речи.
Наречия как развивающийся класс слов.
Состав и роль служебных частей речи в русском языке. Переход одних частей речи в другие.
Первичные  и вторичные синтаксические функции различных частей речи.
Орфография (34)
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Фонетические и традиционные написания. Краткие сведения из истории развития русской орфографии. Орфографические словари и справочники.
Орфограмма. Виды и типы орфограмм. Строение орфографических правил и их типы. Алгоритмы применения орфографических правил.
Звуко-буквенные написания: 1 Гласные после шипящих. 2. Обозначение мягкости согласных в середине слова. 3. Мягкий знак после шипящей в корне слова. 4. Разделительные ъ и ь. 5. Орфограммы корня. 6. Орфограммы приставок. 7. Орфограммы суффиксов. 8. Орфограммы окончаний.
Слитно-раздельно-дефисные написания: 1. Слитное и раздельное употребление не: а) с существительными, прилагательными, наречиями; б) с глаголами и деепричастиями; в) с причастиями. 2. Правописание не и ни: а) в составе местоимений и наречий; б) в составе предложений. 3. Употребление дефиса с разными частями речи.
Прописные и строчные написания.
Развитие связной речи (17 ч)
Стили речи, типы речи.
Построение публицистического текста в жанре очерка, репортажа, путевых заметок, проблемной статьи и т. д.; подготовка доклада в научном стиле.

 

 

 

Вокуева Ирина Павловна vokueva-irina@mail.ru 2011г.